Особенности применения ТС "НИОД" в парах трения

 Десятилетний опыт применения и испытаний силикатных соединений (СС) в различных механизмах в виде триботехнических составов (ТС) НИОД™ (направленная ионная диффузия) определенно подтверждает возникновение эффекта сверхнизкого трения (СНТ) в деталях м

 

 Десятилетний опыт применения и испытаний силикатных соединений (СС) в различных механизмах в виде триботехнических составов (ТС) НИОД™ (направленная ионная диффузия) определенно подтверждает возникновение эффекта сверхнизкого трения (СНТ) в деталях машин при специальном воздействии на них СС. Этот эффект (а именно снижение в 5-10 раз коэффициента трения скольжения и связанного с трением износа) наблюдался в десятках тысяч различных механизмов, обработанных ТС НИОД™, при чем в широком диапазоне материалов и конструкций узлов трения. Такое снижение трения позволяет в несколько раз увеличить срок межремонтной эксплуатации механизмов, отказаться от дорогостоящих добавок к смазкам, а, в отдельных случаях, эксплуатировать механизмы совсем без смазки. 
  В настоящее время существует несколько теорий в той или иной степени объясняющих механизм возникновения эффекта СНТ. Этот эффект возникает, как правило, через 30-60 мин. после введения СС в зону трения и продолжается в течение по меньшей мере нескольких тысяч часов после их удаления (точные показатели продолжительности сохранения эффекта СНТ не установлены).
   Однако продолжительное наблюдение за механизмами, подвергнутыми воздействию СС, показало, что в течение первых 100-500 часов эксплуатации таких механизмов происходит восстановление поверхностей пар трения, то есть снижение шероховатости поверхности, «залечивание» царапин и микротрещин, компенсация выработок в изношенных при предшествующей эксплуатации местах, причем величина этого восстановления весьма значительна. Так на зубчатых колесах наблюдалось увеличение толщины зуба в полюсе зацепления до 1.6 мм, полностью залечивались царапины, глубиной до 0.8мм на стенках гильз компрессоров и ДВС, компенсировались выработки до 1мм на штоках гидроприводов и шейках валов. Необходимо подчеркнуть, что указанное восстановление происходило, когда механизмы, обработанные ранее СС, эксплуатировались с обычной смазкой или, в случае с зубчатыми колесами, совсем без смазки. Таким образом, нельзя объяснить увеличение, например, толщины зуба внедрением в поверхность каких-либо веществ, переносимых смазкой. Невозможно, так же, объяснить такое увеличение изменениями в кристаллической решетке стали, вызванными внедрением в неё СС, поскольку все исследователи, работающие в данной области, утверждают, что в процессе участвуют от 5 до 50 поверхностных молекулярных слоев (не более 250-300 А).
   Впрочем, работа состава доказана практикой, хотя и есть еще много непознанного в данной области. Тем не менее, этот метод восстановления узлов и механизмов является наиболее приемлемым для наших очень небогатых соотечественников сидящих за рулем далеко не новых автомобилей.
   С учётом того, что вся обработка производится в течение 1,5-2 часов без разборки узла или механизма – очевиден экономический эффект. 
   ТС НИОД™ испытаны, сертифицированы и рекомендованы к применению испытательно-техническим центром НИИ автомобильного транспорта. На ТС НИОД™ имеются ТУ, сертификат соответствия и гигиенический, заключение НИИХИММАШ и пожарной службы, патенты и свидетельство на товарный знак.